На заседании столичное правительство обсуждало практически неразрешимую
задачу: как заработать деньги на объектах торговли и бытовых
услуг, но при этом увеличить количество дешевых магазинов, парикмахерских
и бань?
Так уж получилось, что термин "социальная политика"
понимается московскими чиновниками в одном контексте: только
для бедных. Их, по данным городского департамента социальной
защиты, в городе около 800 тысяч. В основном это ветераны, многодетные
семьи, труженики тыла и инвалиды разных возрастов. Каждый московский
бедняк отныне может получить электронную "Социальную карту
москвича", с помощью которой в некоторых магазинах и предприятиях
службы быта ему положена скидка. Правда, кассовый терминал,
считывающий информацию с карты, соединенный с общей расчетной
системой магазина, стоит 45 тысяч долларов, и магазинам предлагается
покупать это оборудование за собственные средства. В результате
с такими картами работают всего 15 торговых точек, и глава департамента
соцзащиты Владимир Сырников, жалуется, что возмущенные граждане
возвращают в собесы бесполезную карту.
Можно отовариваться и обычным способом в магазинах для инвалидов
(их 290) или в дискаунтерах типа "Дикси", "Авоська",
"Копейка" (их 225). Но бедняки опять обижаются: оказывается,
по специальным низким ценам они могут купить только то, что
перечислено в списке "потребительской корзины". Список
короток: 35 наименований.
В голову приходит шальная мысль: а не проще пустить все эти
орграсходы по прямому назначению? А именно: радикально повысить
всем 800 тысячам нуждающихся городские пенсии-пособия. И не
изобретать хитроумные схемы с картами, удостоверениями, корзинами
и сетями. Тем более что помимо официально бедных в Москве есть
и все остальные, и они тоже хотят делать покупки. Но для тех,
кто живет хотя бы в пяти километрах от Садового кольца, это
становится проблемой. Чуть ли не все главные магистрали сегодня
очищены от продовольственных магазинов. Ленинский проспект -
царство сантехники. Рязанский проспект - сплошные кухни и хозтовары.
Дмитровка и Ярославка - мебель. А людям хочется иметь неподалеку
от дома не только автосалоны, но и булочные.
- По федеральному законодательству новый владелец магазина
в течение пяти лет не имеет права перепрофилировать его первоначальное
назначение, - говорит вице-мэр Валерий Шанцев. - Если же по
истечении этого срока он захочет поменять торговлю хлебом на
торговлю золотом, мы просто предложим ему продать этот магазин
тому, кто хочет торговать хлебом.
Но поезд уже ушел: в центре Москвы, особенно в Тверском районе,
продуктовых магазинов почти не осталось. С этим что делать?
- Мы договариваемся с управами, и они дают разрешение торговцам
бесплатно поставить мобильные тележки, - говорит глава департамента
потребительского рынка Владимир Малышков. - Типа тонаров, которые
торгуют хлебом, молоком. Мы сами ищем такие организации. Разрешения
на торговлю действуют до тех пор, пока в этой зоне не будет
построен магазин с таким же ассортиментом. Сегодня таких тонаров
работает около полутора тысяч.
В начале XXI века покупать продукты в палатках - как-то диковато.
Интересуемся у Владимира Ивановича, когда правительство сможет
решить проблему продмагов в центре. Пообещал к 2008 году.
Справка "Известий"
В среднем по городу ежегодно перепрофилируется 3-4% магазинов.
В Центральном округе эта цифра в 10 раз выше. Как сообщили "Известиям"
в управлении потребительского рынка префектуры ЦАО, в последний
год процесс "вымывания" продовольственных магазинов
замедлился. Правда, статистических данных привести не смогли
- "сколько магазинов закрылось, столько и открылось, только
в самом-самом центре они пропали". В префектуре также считают,
что оправдала себя практика проведения "ярмарок выходного
дня", где продаются фрукты и овощи. "Правда, сейчас
готовятся новые списки мест ярмарочной торговли, которая начнется
к Дню города. Некоторые торговые точки могут сменить адреса".