В Музее-квартире А.С. Пушкина на Арбате
открылась выставка фотографий из семейного альбома Александра
Потресова, сорок лет назад изо дня в день снимавшего, как рушится
старый Арбат ради Нового Арбата.
Фотограф Александр Потресов родился сто лет назад. Любому русскому
человеку - ровеснику века выпала судьба, сломанная историей.
Две мировые войны, революция, жестокое становление Советского
государства - все это должно было быть пережито лично.
Но москвичу выпала еще одна доля - быть свидетелем, как на
глазах меняется его родной город. Ребенком он мог помнить первый
капиталистический строительный бум, когда на месте старых особнячков
и усадеб возводились изящные особняки в новомодном стиле "модерн"
и огромные, не всегда хорошей архитектуры доходные дома для
среднего класса и новых богатых. (Перемены бойко обсуждались
в тогдашних газетах, упрекавших новые здания в уродстве.) Потом
надо было пережить сталинскую перестройку Первопрестольной в
столицу первого социалистического государства с беспощадным
сносом исторической застройки. (Почему-то до сих пор считается,
что весь народ воспринимал ее бодро, с энтузиазмом, но газеты,
конечно, рукоплескали победам советского зодчества.) Затем уничтожение
старых районов в хрущевскую пору борьбы со сталинскими архитектурными
излишествами - в целях догнать Америку еще и по небоскребам.
(Опять дискуссия.)
До наших дней нового строительного капиталистического бума
Потресов не дожил, но о разрушении старого и строительстве Нового
Арбата оставил подробнейшую фотодокументацию, до открывшейся
вчера выставки "Гибель Арбата" не востребованную.
Столичный житель за свои часто эфемерные, а иногда и реальные
преимущества перед жителем провинции должен был расплачиваться
родными улицами, отчими домами и связанными с ними дорогими
личными воспоминаниями. Город жил быстрее, чем его обитатели.
И какую травму это наносило москвичам, можно почувствовать сейчас,
когда город меняется еще стремительнее, чем в прошлые времена,
лишая жителей привычных ориентиров. Вот об этой травме, а не
только о ходе разрушительных и строительных работ там, где потом
вырос проспект Калинина, рассказывает выставка фотографий Потресова.
Фотографии эти сняты профессионалом, хотя они могут идти и
по разряду художественных, но похожи на снимки с фронта, где,
конечно, есть место красоте солнечного луча или волшебству инея
на деревьях. Впрочем, не в них дело. Вид разрушения даже ради
последующего созидания всегда вызывает страх. Оттого у прохожих,
наблюдателей за тотальным сносом целых кварталов старой Москвы,
напряженные и суровые лица.
Арбат давно числится особой московской улицей, мифологизированной.
Миф об особом арбатском братстве, выросший из личных воспоминаний
Булата Окуджавы, превратился в расхожую, часто эксплуатированную
банальность, а сама улица - в неопрятное торжище. Фотографии
Потресова Арбат демифологизируют, они показывают, как разрушалась
не легенда, а старая московская улица и переулки вокруг нее.
Целый квартал, который умер, оставив в наследство только ускользающие
воспоминания об особых арбатских старушках и мальчишках. Ничто
не вечно, но это не значит, что надо этому только радоваться.